Шаолиньское ушу широко распространилось в Китае и является одной из древнейших ветвей ушу. Оно зародилось примерно при династии Северная Вэй, и непрерывно развиваясь разошлось по всем уголкам нашей страны, а в последнее время стало проникать и за рубеж.
Шаолиньское ушу - это традиционное название шаолиньских искусства рукопашного боя и техники владения оружием. Среди них шаолиньцюань составляет сердцевину шаолиньского ушу.
В шаолиньском ушу есть как стили внутренней работы, где главное - мягкость, так и стили внешней работы, наполненные жёсткой силой. К настоящему времени стилей внешней работы - подавляющее большинство. Внутреннюю и внешнюю работу различают по специфике искусства, вне зависимости от школы. Если в основном тренируют мышшцы, кости и кожу - это внешняя работа; если в основном тренируют внутренние органы, нервную систему и органы чувств (то есть цзин, ци и шэнь) - это внутренняя работа.
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства можно с уверенностью отнести следующие: да хунцюань (большой кулак Хуна), сяо хунцюань (малый кулак Хуна), паоцюань (пушечный кулак), лоханьцюань (кулак архатов), чжаоянцюань (кулак обращённый к солнцу), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак рук [Хань] Туна), чанчуйцюань (кулак длинных ударов), цзиньганцюань (алмазный кулак), цисинцюань (кулак семи звёзд), синьиба (захват сердца и мысли), кулачные методы пяти животных (дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля), синьицюань (кулак сердца и мысли) и жоуцюань (мягкий кулак). В парные таолу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести соединений раскрывания рук, кулак шести соединений хватания ушей и кулак шести соединений идущих лошадей.
Основные виды оружия: копьё, широкий меч, прямой меч, шест, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, костыль, игла лошадиного зуба, лопата с полумесяцем, черепашье кольцо, чехол трёх колец, девятизвенный хлыст, стекловидный шар, трёхсекционный цеп, цеп, кинжал, цзи (китайская алебарда, гибрид копья с клевцом), трезубец и "удобная лопата".
В смешанные таолу входят: с голыми руками против широкого меча, с голыми руками против копья, с голыми руками против кинжала, алебарда против копья, широкий меч против копья, шест против копья, серп для травы против копья, пара широких мечей против копья, шест высотой до бровей против копья, костыль против копья, костыль против шеста высотой до бровей, удобная лопата против копья, секционный хлыст против шеста, пернач с хлыстом против копья, полумесяц против копья, полумесяц против пернача, цеп против копья. Имеется также очень много ещё не известных шаолиньских таолу, распространённых в народе.
Помимо этого ещё есть методики циньна, методы боя на короткой дистанции, "Ицзиньцзин" ("Трактат о преобразовании мышц"), много видов тренировки жёсткой и мягкой работы.
Специфическая манера и яркие особенности шаолиньского ушу таковы: подъёмы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъёмы поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское кулачное искусство утверждалось в боях, атака и защита там происходит фронтально или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. "Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова". Это означает, что в бою наступления и отступления делаются шага на два-три, поэтому при занятиях шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.
Кроме того в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время не выпрямлена, это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямлена - не останется сил на возвращение, и если она будет схвачена сильным противником, то причинится вред; слишком согнута - может не достать до цели.
В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованное использование внутренних трёх координаций (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и внешних трёх координаций (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бёдер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься - подобен ветру, стоишь - подобен вбитому гвоздю, тяжёл - словно железо, лёгок - словно листок, защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый тигр. Есть поговорка: "У кулака есть форма, у удара нет формы". Её смысл в том, что кулак при тренировке таолу можно увидеть, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства гласит: "Нет приёмов, нет блоков - будет лишь один удар, проявились приёмы и блоки - ударов будет несколько десятков".
К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп - внутри спокоен", "поднять шум на востоке и атаковать на западе", "указать вверх и ударить вниз", "пустое и полное используются параллельно", "есть методы для инь, есть методы для ян". Движения ловкие и мощные, смысл глубокий - и выражен просто. Сила используется ловко и в изобилии содержит реактивность, в жёстком встречается мягкое, в мягком встречается жёсткое, жёсткое и мягкое помогают друг другу.
Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
`Наработка' означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьёт тысячу раз, корпус движется естественно". В действиях кулаками нужно чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, была живая манёвренность, нужно демонстрировать `один приём на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака. `Соответствие' --- ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками, помогая силе и следуя форме, не входя в лобовое столкновение с надвигающимся приёмом, четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней. `Храбрость' - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний. `Быстрота' - это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь. `Свирепость' означает, что в движениях должна быть сила. `Подлинность' - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; приём за приёмом, форма за формой если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
При этом в шаолиньском ушу обращают огромное внимание на трансформации наступления и отступления, пустого и полного, в стратегии прорабатывают "встречаешь жёсткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жёстким наступлением". В закалке основным методом является столбовое стояние, в который входят столбовое стояние в позиции мабу, столбы знаков `цзы' и `у', столбы-стулья, столбы сливы мэйхуа и т.д. "Столбовое стояние" - база шаолиньского кулачного искусства, важнейший способ натренировывания силы ног и урегулирования дыхания. Натренировал "столбовое стояние" - и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань, коренной сустав не будет колебаться.